С 18 по 24 ноября в Мурманске состоялся Первый Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена», в котором приняли участие коллективы Мурманска и Мурманской области, Перми, Петрозаводска, Челябинска, Архангельска, Рязани, республики Беларусь (города Минск и Могилёв). В онлайн-показах участвовали театры из Германии (Берлин), Республики Беларусь (Молодечно), Грузии (Сигнахи).
Оценивало спектакли не только профессиональное жюри, но и альтернативное - голос народа. Знаменитые российские актёры, режиссёры, педагоги, театроведы, профессора, хореографы и вокалисты проводили мастер-классы и лекции.
Многие постановки надолго останутся в сердцах мурманского зрителя: «Мачеха Саманишвили» Пермского театра «У Моста», «Спасти камер-юнкера Пушкина» Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова, «Егорушкины птицы» Нового Художественного театра города Челябинска, «Иванов» Рязанского государственный ордена «Знак Почёта» областного театра драмы и многие другие, которые заслуженно получили высшие награды фестиваля.
Мы побеседовали с принимающей стороной и узнали, почему мурманские театры представили именно эти постановки для участия в театральном фестивале.
- Вадим Иосифович, почему Вы обратились именно к этому автору?
Вадим Данцигер: Нина Прибутковская - автор, с которым я уже делал совместный проект «Затмение солнца» - история последних лет жизни А.М. Горького. Для меня было лестно получить предложение поставить спектакль в Нижнем Новгороде о человеке, являющимся культовой фигурой в регионе. «По Волге до...» – это наш второй совместный проект. Нина Прибутковская – человек с прекрасным чувством юмора, стиля, она замечательный диалогист.
- Почему это произведение?
Вадим Данцигер: Идея поставить этот спектакль возникла три года назад. Мне показалось крайне интересно проанализировать тему новаторства, эпатажа и понятия трактовки произведения: где заканчивается новаторство и начинается эпатаж. Возникла пьеса «По Волге до Херсона», где мы рассматриваем эти вопросы глазами классиков (авторов).
- Что было самое интересное в этой работе?
Вадим Данцигер: Главное и важное в работе над этой пьесой было то, что участники проекта начали изучать и читать произведения и мемуары своих героев. И я очень надеюсь, что у зрителей возникнет такое же желание.
Лауреат I степени – спектакль «По Волге до Херсона», Мурманский областной драматический театр
Лучшее световое решение – Павел Куделькин, спектакль «По Волге до Херсона», Мурманский областной драматический театр
Лучшая сценография — Борис Шлямин спектакль «По Волге до Херсона», Мурманский областной драматический театр
Специальный диплом — Ирина Рыдзелева «За музыкальную интермедию» в спектакле «По Волге до Херсона», Мурманский областной драматический театр
Специальный диплом — Олеся Трум «За музыкальную интермедию» в спектакле «По Волге до Херсона», Мурманский областной драматический театр
Специальный диплом — Юлия Гусарова «За музыкальную интермедию» в спектакле «По Волге до Херсона», Мурманский областной драматический театр
- Пётр Владимирович, почему Вы обратились именно к этому автору?
Пётр Васильев: В жизни каждого театрального человека есть некие этапы взросления и есть авторы, которых нельзя пройти мимо. Это хрестоматийные авторы, в число их я поставлю обязательно Уильяма Шекспира, Александра Сергеевича Пушкина и Антона Павловича Чехова… то есть, ты не до конца актёр, пока ты не сыграл внутри этих трёх авторов.
- Почему выбраны эти произведения?
Пётр Васильев: Эти произведения мы решили взять за основу, не драматургию Антона Павловича Чехова, а сделать «попурри» из рассказов. Поэтому в первую очередь нужен был стержень, на который будет нанизана общая канва и что-то дополнительно. Как стержень выступил рассказ «Попрыгунья», а всё остальное - это мои личные вкусы.
- Что было самое интересное в этой работе?
Пётр Васильев: Я считаю, что в принципе работать должно быть интересно, то есть, это непременное условие. Насчет важности рассуждать… По мне, самое важное в столкновении с великим автором - почувствовать его, найти правильную интонацию, которая во все времена будет звучать правильно и современно. Это важно и интересно. И я очень надеюсь, что, хотя бы местами, нам это удалось.
Лучшие костюмы — Алевтина Торик спектакль «Саквояж доктора Чехова», Мурманский областной театр кукол
Специальный диплом — Владимир Пьянков, Наталья Петрунина «Актёрский дуэт» в спектакле «Саквояж доктора Чехова», Мурманский областной театр кукол
По мнению альтернативного жюри:
Лауреат II степени — спектакль «Саквояж доктора Чехова», Мурманский областной театр кукол
Лучшие костюмы — Алевтина Торик спектакль «Саквояж доктора Чехова», Мурманский областной театр кукол
- Александр Петрович, почему Вы обратились именно к этому автору?
Александр Шарапко: Я же сразу банально скажу, потому что Александр Сергеевич - наше всё! Но это «наше всё» как-то имеет тенденцию быть забытым. Наш спектакль адресован в большей степени к молодёжи. Молодёжь надо как-то привлекать, возвращать к корням нашей культуры. Что же может быть лучше Пушкина?!
- Почему именно это произведение?
Александр Шарапко: У нас были разные варианты, разные идеи. Но в результате, когда мы стали работать, перечитывать, переглядывать, смотреть, нас очень заинтересовало, что в центре ситуации всё равно стоит молодой человек. Это, опять же, говорит о том, что мы привязываем эту историю к молодой аудитории, хотя её с удовольствием смотрят и взрослые люди: «от пионеров до пенсионеров».
- Что было самое интересное в этой работе?
Александр Шарапко: Самое интересное – это работа над Александром Сергеевичем Пушкиным. Потому что прикоснуться, почувствовать, разобраться в нём… Попытаться… Что же этот фантастический человек имел в виду? Это было очень сладко… Очень сладкий процесс работы с артистами. Мы просто в счастье купались!
Лучшая женская роль второго плана — Елена Варцева за роль Графини в спектакле «Пиковая дама. Играем Пушкина»
По мнению альтернативного жюри:
Лучшая мужская роль второго плана — Дмитрий Пастер за роль Чекалинского в спектакле «Пиковая дама. Играем Пушкина»
Итак, самый северный фестиваль промчался, как белоснежный вихрь, и оставил большой след в культурной жизни столицы Заполярья. Ведь несмотря на холод и темноту, тёплые и светлые сердца мурманчан и гостей растопили лёд «Арктической сцены». Озарённые северным сиянием, спектакли уносили нас то в бездну человеческих страстей, то на вершину любви, добра и вдохновения.
Неделя показов прошла под бурные овации, сопровождавшие необычные и красочные постановки. А из уст губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, членов жюри, оргкомитета, руководства театров, деятелей искусства, культурных работников и благодарных зрителей не сходила фраза, ставшая сердечным лозунгом праздника театра: «ФЕСТИВАЛЮ - БЫТЬ!»
До скорых встреч на «Арктической сцене»!
- Автор статьи: Юлия Романенко
- Фото: Александр Микулин, Олег Филонок